Прежде чем решать, сколько собак в России подлежат «безвозвратному отлову», придется всех сосчитать
«Раз — это я, два — это теленок, три — это корова». У малыша козлёнка из советского мультика ушло немало сил и времени, чтобы пересчитать десяток зверей, которых мог вместить паром. Представьте, сколько сил и времени (и бюджетных денег) уйдет, чтобы пересчитать всех собак, проживающих в России. Но цель такая поставлена. Депутаты Госдумы решили, что именно с этого и надо начинать. Без арифметики не получится ни ловить и усыплять бездомных бобиков, ни штрафовать и сажать в тюрьму нерадивых собаководов.
тестовый баннер под заглавное изображение
Рабочая группа по «собачьему вопросу» в стенах ГД собирается уже как по расписанию — почти каждый понедельник. Только вот от раза к разу повестка заметно смягчается. Не сказать, что происходит это под давлением общественного мнения. Напротив, россияне-то как раз жаждут «окончательного решения». На этом сделал особый акцент депутат Султан Хамзаев (ЕР), который занял кресло председателя рабгруппы вместо отсутствующей Нины Останиной (КПРФ). Просто сначала надо подсчитать, сколько у нас в стране четвероногих друзей человека. Всё остальное — потом. В общем, на какое-то время зооактивисты могут выдохнуть.
Цифры статистики по численности собак в регионах более чем приблизительные, заявил Николай Валуев (ЕР). Ситуация парадоксальная: бездомных псов, бегающих по лесам-полям, подсчитать более-менее внятно еще удается. Домашние собаки — это темный лес. Так что решение у думцев родилось само собой: надо вводить обязательную регистрацию хозяйских псов.
Мы не покушаемся на хорьков и канареек, — уточнил депутат Владимир Самокиш (ЕР) и подчеркнул, что это уточнение он делает специально для СМИ, а то мало что мы тут навыдумываем и какого слона из собаки раздуем, — Только собаки. Их необходимо привязать к конкретному владельцу.
«Поводком» от собаки к хозяину должен стать чип. Или тату, или бирка на ухе. В законопроекте (он уже подготовлен и скоро будет направлен в кабмин для отзыва) предлагаются варианты на выбор. Данные о каждой особи будут заноситься в базу данных. Для регистрации домашних собак предлагается использовать базу, которая создавалась для учета сельскохозяйственных животных. Думцы подсчитали, что на дополнение этой базы новыми разделами: порода собаки, пол, окрас, кличка и данные хозяина, — потребуется в среднем 83,5 млн рублей. Деньги небольшие. Но и этой суммой тревожить бюджет на 2025 год разработчики законопроекта не хотят. Планируется внести эти расходы в бюджет 2026 года с тем, чтобы закон об обязательной регистрации собак начал работать с 2027 года.
Правда, пока за скобками остаются несколько вопросов. Кто будет проверять корректность сведений в базе? Кому дадут полномочия проверять, каждый ли пёс зарегистрирован и как будет осуществляться мониторинг?
По первому вопросу представители Минсельхоза России отмечают, что частным ветклиникам будет невыгодно связываться с базой. Они не стали конкретизировать, почему. Предположим, что хотя бы из-за того, что тогда абсолютно всех хвостатых пациентов надо будет лечить «в белую» и оплату за процедуры проводить через кассу. Тут уж вопросы к социальной ответственности бизнеса. Можно было бы поручить регистрацию собак государственным ветклиникам, но МСХ сомневается, что регионы такую нагрузку потянут.
Что до второго вопроса, то он за собой потянет новые расходы. Придется кому-то из ведомств давать новые полномочия — либо проверять ветклиники на предмет тотального чипирования каждой пришедшей на осмотр собаки, либо останавливать на улице гуляющих с питомцами граждан для проверки документов и чипа. А это значит увеличение штата и закупка для сотрудников считывающих устройств. Такой гаджет, как рассказала сенатор Ольга Епифанова, на рынке стоит 1500 рублей. Цена чипа — 120 рублей, но стоимость услуги по его введению колеблется от 400 до 2000 тысяч рублей в зависимости от того, государственная клиника или частная.
Кстати, сам формат регистрации у законодателей тоже вызвал споры. Татуировка, по мнению Епифановой, плохой вариант.
— Собака кого-то укусила, мы должны ее поймать, завалить, отыскать в труднодоступном месте татуировку? Тем более тату ставят заводчики. Мы будем по документам заводчика устанавливать, когда и кому он продал эту собаку? — уточнила сенатор.
По ее мнению, чип под кожу — единственно правильный вариант. Госпожа Епифанова даже принесла с собой на заседание рабочей группы шприц с таким чипом и пустила его по рядам. Думцы живо заинтересовались — настолько, что Султану Хамзаеву пришлось несколько раз призывать коллег к порядку. Благо на эксперимент по чипированию в стенах ГД никто из присутствующих не отважился.