Фото: Игорь Акимов / фонд «Росконгресс»
Уход международных инжиниринговых и консалтинговых компаний с российского рынка стал серьезным вызовом для промышленности и ТЭК и потребовал кардинального пересмотра устоявшихся принципов управления проектами. Лидерами заново формирующегося в России инжинирингового сегмента стали крупнейшие игроки нефтегазовой, химической и энергетической отраслей. Они сумели выстроить новые ЕРС-модели, создали пул подрядчиков и вышли на этап выработки единых правил для рынка промышленного строительства. Как будет развиваться инжиниринговая отрасль в будущем, обсудили участники дискуссии «Национальный приоритет: реализация инвестиционных проектов в условиях ограничений», прошедшей в рамках ПМЭФ-2025.
Ставка на инжиниринг
Российские нефтегазовая и энергетическая отрасли переживают глубокую трансформацию. Принятая в апреле 2025 года Энергетическая стратегия страны до 2050 года поставила перед отечественными компаниями амбициозные цели: обеспечение технологического суверенитета, кратный рост объемов добычи углеводородного сырья, производства СПГ и нефтехимической продукции, увеличение поставок электроэнергии и модернизация существующей энергосистемы, тотальное внедрение передовых технологий и расширение экспортных направлений. Для этого необходимо в короткие сроки построить современные высокотехнологичные комплексы по сжижению газа, глубокой переработке сырья, выпуску химической и нефтехимической продукции. Ключевую роль в реализации подобных масштабных инфраструктурных проектов играют инжиниринговые компании, способные взять на себя их реализацию «под ключ» и работающие по модели ЕРС-контракта.
Промышленный инжиниринг — это процесс разработки решений в области модернизации производственных мощностей и повышения их эффективности, совершенствования управленческих подходов и повышения квалификации персонала. Услуги промышленного инжиниринга — от разработки технического и технологического решения до ввода промышленного объекта в эксплуатацию — оказывают инжиниринговые компании.
ЕРС-контракт (Engineering, Procurement, Construction — инжиниринг, снабжение, строительство) — модель сотрудничества между заказчиком (инвестором) и исполнителем (инжиниринговой компанией), при которой исполнитель (подрядчик) берет на себя выполнение полного цикла работ по созданию промышленного или инфраструктурного объекта и все риски, связанные с этими обязательствами. ЕРС-контракты используются для строительства практически во всех отраслях.
Глобальный рынок промышленного инжиниринга растет в среднем на 5,6% в год. По оценкам Fact.Mr, его объем увеличится с $747 млрд в 2023 году до $1,28 трлн в 2033 году. Растет и мировой рынок ЕРС-контрактов: по прогнозам VMR, его среднегодовой прирост в течение ближайших десяти лет также составит 5,6%, аналитики исследовательской компании считают, что его объем к 2033 году составит $800 млрд, увеличившись в 1,6 раза по сравнению с показателем 2024 года. Стабильный рост глобального рынка ЕРС-контрактов прогнозируют и эксперты DHR, однако их оценки оптимистичнее: мировой рынок ЕРС-контрактов уже в 2025 году превысит $800 млрд, а к 2033 году достигнет показателя в почти $1,37 трлн (GARP плюс 11%).
Российская инжиниринговая отрасль в настоящее время переформатируется: до 2022 года ведущую роль в ней играли западные подрядчики, занимавшие около более 75% рынка ЕРС-контрактов. После их ухода освободившуюся нишу стали активно занимать отечественные игроки. По оценкам Discovery Research Group, уже в 2023 году их доля выросла до 38%, общий же объем внутреннего рынка ЕРС-контрактов аналитики компании оценивали в 3,7 трлн руб. и прогнозировали его рост до 4 трлн руб. в 2024 году. Эти показатели соответствуют запланированным «дорожной картой» в области инжиниринга и промышленного дизайна на 2020–2025 годы, утвержденной правительством России в 2020 году. По оценкам аналитиков АО «ПМСофт», ядро применения ЕРС-контрактов с передовыми практиками инжиниринга сформировано в нефтегазовой, энергетической и химической отраслях.
Разные подходы
Согласно данным «ПМСофт», около 50% игроков внутреннего рынка промышленного инжиниринга — это кэптивные компании крупных заказчиков (то есть, подрядчики одного заказчика), еще 25% рынка приходится на компании, работающие на открытом рынке. Именно такую модель развития инжиниринговых компетенций выбрал в свое время «Газпром». «С самого начала мы стремились повысить эффективность при реализации инвестпроектов. Именно в этой логике и был создан «Газстройпром». Мы поставили перед компанией четкую цель — развивать инжиниринговые компетенции», — рассказал на сессии заместитель председателя правления ПАО «Газпром» Олег Аксютин. Он подчеркнул, что в портфеле «Газстройпрома» уже есть проекты полного цикла, которыми компания управляет как ЕРС-подрядчик. Ряд таких проектов в области нефте- и газопереработки уже реализован. В частности — установка деэтанизации конденсата на Уренгойском ЗПКТ. Также среди объектов «Газстройпрома» есть те, что входят в книгу рекордов России по скорости строительства, например, УКПГ № 2 Ковыктинского ГКМ: ее строительство заняло 1,5 года при плановом сроке в три года, отметил в ходе выступления на сессии Олег Аксютин.
Сокращение сроков строительства способствует снижению стоимости проекта, что выгодно и для заказчика, и для ЕРС-подрядчика, подчеркнул генеральный директор АО «Газстройпром» Николай Ткаченко. «Чем быстрее строишь — тем дешевле получается. Скорость — это проработка, подготовка и взаимодействие всех участников проекта, то, что раньше называлось научной организацией труда, а сейчас — инжинирингом и бережливым производством в процессах на площадке. При совместной работе удается прийти и к балансу в ценообразовании, к так называемой справедливой цене, которая, с одной стороны, позволяет подрядчику реализовать проект и заработать, а с другой стороны является выгодной для заказчика», поясняет Николай Ткаченко.
Некэптивную модель развития инжиниринга выбрала для себя и «Северсталь». Совмещение ролей заказчика и поставщика позволило компании уйти от традиционных поставок металлопродукции к комплексному промышленному инжинирингу, рассказал генеральный директор ПАО «Северсталь» Александр Шевелев. «Мы готовы заходить на ранних стадиях проектов, чтобы помочь заказчикам оптимизировать конечные варианты решений как с точки зрения бюджетов проекта, так и сточки зрения сроков их реализации», — пояснил он.
В сфере транспортного строительства РЖД выбрали комбинированный подход. Собственный инженерно-строительный комплекс компании, «Росжелдорстрой», работает «под ключ» на «мелких и средних» проектах» в рамках типовых задач. Для реализации масштабных национальных проектов по развитию, например, Восточного полигона, РЖД привлекают сторонних ЕРС-подрядчиков, рассказал заместитель гендиректора ОАО «РЖД» Андрей Макаров. «Это позволяет изыскивать дополнительные источники финансирования проектов, помимо нашей инвестпрограммы», — пояснил в своем выступлении на сессии топ-менеджер.
Кэптивную модель исторически реализует «Росатом». Корпорация в рамках ЕРС-контрактов создает объекты атомной энергетической инфраструктуры не только в России, но по всему миру, при этом действует по собственным стандартам, использует собственное оборудование, финансовые мощности и штат специалистов, отметил директор по капитальному строительству ГК «Росатом» Дмитрий Волков. «Росатом» — не строительная компания, а целая отрасль, и в тех странах, куда мы идем, мы строим не объекты, а формируем там новую отрасль и новые рынки. Опора же на собственные финансы дает проекту стабильность и управляемость», — сказал Дмитрий Волков.
Нужно объединяться
Дальнейшее развитие отечественной отрасли промышленного инжиниринга требует формирования единых подходов к работе на рынке промышленного строительства, создания унифицированных стандартов управления проектами и прозрачных механизмов их финансирования.
По мнению представителей ЕРС-сообщества, целевая модель дальнейшего развития инжиниринговой отрасли — «это интегрированные контракты и комплексные подрядчики». «Главное в проектах — это скорость, высокие темпы реализации. То, что строили за три года, должны успеть за два. Зрелые заказчики выбирают комплексных подрядчиков, которые могут построить и отдать в результате «ключи». Почему? Каждый день — это упущенная выгода, которая может считаться сотнями миллионов. Поэтому естественный выбор — это выбирать тех, кто возьмет на себя риски организации цепочки: запроектировать — поставить — построить», — привела пример в ходе обсуждения директор по инжинирингу ГК «ПМСофт» Екатерина Пужанова.
За разработку единых правил деятельности для участников рынка инжиниринга выступают и представители банковской системы. Российским ЕРС-контракторам пока не хватает опыта, референсов и данных для того, чтобы максимально точно бюджетировать проекты, считает заместитель председателя ВЭБ.РФ Юрий Корсун. «Это не мешает нам финансировать проекты, но мы делаем их в меньшем объеме, чем в принципе позволяет банковская система», — сказал он.
Сейчас у каждого российского ЕРС-подрядчика, у каждого заказчика свои требования к проекту, свои подходы и условия, принципы интеграции, распределения рисков и организации работы, подчеркнул Николай Ткаченко. В тоже время зарубежные инжиниринговые компании действуют в рамках единых стандартов, разработанных Международной федерацией инженеров-консультантов (FIDIC). «Нам стоит задуматься о том, чтобы создать свои стандарты, свои базовые требования к управлению проектами, актуальными для нашего рынка», — предложил глава АО «Газстройпром». Однако для этого необходимо объединение ведущих игроков инжинирингового рынка, добавил он.
«Коллаборация участников рынка будет способствовать скорейшему формированию отрасли промышленного строительства в современной версии 2.0 — ускоренной реализации проектов, оптимизации стоимости строительства, быстрому накоплению инжиниринговых компетенций, развитию рынка подрядчиков и становлению зрелых механизмов регуляции рынка», — уверен Николай Ткаченко.